Проиграть видео

«Пой, играй, моя жалейка» — это цикл образовательных видеоуроков, способствующих сохранению и распространению традиционной русской культуры исполнительства на фольклорных инструментах, сохранению культурного наследия России и приобщению к исконно русским культурным ценностям!

Первый выпуск посвящен изготовлению свирели

Проект реализован в рамках гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства

Видеоуроки

Репертуарный сборник

Интерактивные игры

Аудиозаписи

Сказки о фольклорных музыкальных инструментах

Давным давно жил да был пастушок Ванятка. И каждый раз ранним утром выводил он коровушек на пастбище. Чтобы травку они кушали ,  да молочко вкусное добрым людям да малым деткам давали.

 И вот однажды Ванятка вывел коровушек в чистое поле , да и прилёг на завалинку ,отдохнуть маленько, да и не заметил как заснул. Да так крепко, что сон ему приснился. А сон вот значит какой – показался из за леса старичок – лесовичок и говорит Ванятке: « Ты Ванятка , не пужайся, ежели проснёшься , а коровушек то  рядом нету. Ты поди , значит в лесок , веточку с яблоньки отломи  , да сделай из неё свирельку волшебную , и как заиграешь в неё враз твои коровки к тебе и прибегут, так то вот Ванятка».

ПроснулсяВанятка, глянул вокруг , а не одной коровушки и нет , разбежались видать далече, не дозваться.  « Что же мне теперь делать то , где ж коровушек моих искать, нельзя деток малых без молочка парного оставлять. Вот ведь , Ванятка, что же ты теперь людям то скажешь!» И тут вспомнил пастушок про сон, про старичка – лесовичка, что про свирель волшебную поведал.

 Побежал Ванятка в лес отыскал дикую яблоньку, отломил веточку, да в один миг то свирельку сделал. Да и заиграл он  на ней тут же, да так, что все коровушки к нему прибежали. Обрадовался Ванятка и повёл коровушек  к деткам малым, что б молочком вкусным да полезным их угостить.

 И с тех пор Ванятка со свирелькой той не расстается. Все играет на ней , да детишек малых  радует.  А свирелька то и вправду волшебная оказалася.

В тридевятом царстве в тридесятом государстве жил был король, который правил этими землями. Король был добрым, но ленивым и нравилось ему музыка. Каждый день в свой замок он приглашал музыкантов, которые играли ему мелодии на различных инструментах .Король любил звучание балалайки , свирели ,но больше всего его привлекала жалейка . И хотел он играть на ней лучше всех во всём мире . Тогда в замок приехало много учителей с разных концов света , но наш король никак не хотел учиться , он ленился и ему было скучно учиться играть . Он хотел всё и сразу.

И однажды с замороского края к королю прибыл старенький ,бородатенький мужичок, у которого за спиной была большая балалайка, а из корманов торчали различные инструменты и тогда он сказал королю,что по щелчку пальцев научит его играть на жалейке, если тот наградит мужичка и назначит его своим советником. Король согласился и тут же был заколдован и обращён в жалейку. Этот мужичок оказался злым колдуном, который ездил по всему миру и заколдовывал и отбирал богатство у всех царей и короле, которые хотели все и сразу, но не прикладывая к этому усилий.

С тех пор он и начал править государством короля, первым указанием ,он запретил музыку и прогнал всех музыкантов ,а также распорядился, чтобы в его царстве не было никаких музыкальных инструментов и запретил обучаться игре на них.

За садом замка приглядывал очень трудолюбивый садовник ,сын которого был любознательный и интересовался музыкой в тайне от всех. Помогая отцу в работе по саду, в земле, он обнаружил большой сундук, который полностью был забит музыкальными инструментами. Его взгляд остановился на жалейке, именно на этом инструменте мальчик учился играть при прошлом короле, он взял её и побежал прочь из замка. Мальчик укрывшись в лесу, стал вспоминать как играть на этом инструменте и спустя много попыток и подбора нот, у него получилось сыграть великолепную мелодию, в тот же миг жалейка засверкала и упала на землю и появился перед мальчиком король .Колдовские чары разрушились и колдун лопнул от злости . Король отблагодарил мальчика и сделал главным музыкантом королевства и издал указ о том, чтобы создали школы ,в которых каждый мог чему то обучиться и сам пошёл туда.

Король научился играть великолепные, чудесные мелодии на жалейке и закатил пир на весь мир.

Пятый «А» был дружным классом. Вместе с классным руководителем они вели активную жизнь: участвовали в конкурсах, общественных акциях, совершали экскурсии. Все ребята хорошо учились, и еще у каждого было какое-то увлечение. Девочки занимались хореографией, театром, игрой на фортепиано. Мальчики футболом, борьбой, теннисом и очень гордились своей ловкостью и силой. И только один ученик, Игорь, не был спортивным, его увлечением была музыка, он играл на свирели и очень любил это занятие. В классе Игорь не пользовался особой популярностью, не был лидером, но его это не огорчало.

Однажды класс собрался в поход, они давно мечтали побывать в лесу, который назывался партизанским. Когда-то давно, во время войны там жили партизаны. Лес располагался недалеко от города, так как город постоянно разрастался, лес становился ближе и ближе. И вот дождавшись окончания учебного года, ребята отправились в лес. Сначала доехали на автобусе до конечной остановки автобуса, потом пошли пешком. Лес их не пугал, в нем было много тропинок, казалось, что люди часто совершают прогулки. Ребятам было все интересно: они разглядывали птиц, деревья, пытались искать первые грибы. Они приблизительно, по рассказам других знали, где была партизанская стоянка. Но все равно пришли к ней не сразу. Они устали и решили перед осмотром устроить обед, достали съестные припасы, выложили на скатерть, приготовленную учительницей и стали с удовольствием есть. Во время еды они стали вспоминать, что им известно про эти места. Больше всего, конечно знала учительница, и все слушали с интересом.

    Подкрепившись, ребята с нетерпением отправились изучать партизанскую стоянку. Преподаватель просила их быть осторожнее, но сдерживаться им было трудно. Они нашли остатки оборонительных сооружений, места, где были землянки, представляли, как партизаны выставляли часовых, готовили обед, мечтали найти или каску, или хотя бы гильзу. И тут случилась беда. Один из мальчиков оступился и повредил ногу, нога опухла, посинела. Ему было очень больно. Учитель сразу позвонила в Скорую помощь, но, к сожалению, не могла объяснить точного места нахождения. Объяснила, где они вошли в лес и договорилась, что ребята будут кричать и шуметь, и подавать сигналы.

Ребятам очень хотелось помочь товарищу. Они кричали, аукали изо всех сил, но вскоре позвонил диспетчер Скорой помощи и объяснил, что в лесу эхо и все крики множатся и непонятно куда двигаться, нужно чтобы звук был одиночный, достаточно чистый. И тогда Игорь достал из рюкзака свою свирель, с которой не расставался, и начал играть. Лес затих и был только слышен чистый и мелодичный голос свирели. Вскоре подоспела помощь.

После этого случая ребята стали с уважением относиться к Игорю и его увлечению.

На зимних каникулах мама отвезла Диму  к бабушке, в деревню. Это была полная  свобода! Много свободного времени, много снега, что хочешь то и делаешь. Дима с  увлечением катался на санках, на лыжах. Играл с ребятами в снежки, строил снежную крепость. Вечером пил чай с бабушкиными пирожками и смотрел телевизор, и не один часок, как дома, а вволю. Но вот телевизор сломался, а мастера в деревне не было. Пришлось Диме искать другое занятие. Бабушка дала Диме книжку с русскими народными сказками. Сначала он читал с неохотой, но потом увлекся. И вот Диме встретилось незнакомое название инструмента. В одной из сказок пастух играл на какой-то жалейке. Дима спросил бабушку,  и она как могла,  постаралась ему объяснить, но ему все равно было не понятно, и это не давало ему покоя.

      Когда Дима вернулся домой, он поскорее включил компьютер и набрал слово жалейка. Тут же появилось изображение инструмента: трубочки с коровьим рогом на конце. Рог был так вычищен и отшлифован, что казался перламутровым. Потом Дима захотел услышать,  как звучит жалейка. Это оказался мелодичный и в то же время громкий звук. Жалейка напомнила ему о бабушке, о деревне. Стало и грустно,  и приятно. Дима понял, что кроме телевизора и компьютера в мире существует много всего интересного.

Виртуальная выставка изготовленных инструментов

Информационное освещение проекта в СМИ